Искусство

История искусства

Фредерик Лейтон



Баловень судьбы

Жизнь Лейтона была подобна восхождению по широкой мраморной лестнице. Его картины покупали августейшие особы, его назначали на виднейшие посты, первым из английских художников он получил титул барона.

Фредерик Лейтон родился 31 декабря 1830 года в Скарборо, графство Йоркшир. Его отец, Эдвард Лейтон, преподавал медицину, а дед был придворным врачом российского императора Александра I. Лейтоны имели довольно большое состояние, что позволяло им путешествовать по всей Европе. Эти путешествия, впрочем, были отчасти вынужденными. Мать Фредерика Лейтона страдала ревматизмом, и ей требовалось курортное лечение.

Образованием будущего художника занимался его отец. Он учил сына латинскому и греческому языкам, анатомии. Последний предмет впоследствии особенно пригодился Фредерику Лейтону.

С этой фотографии на нас смотрит тридцатилетний Лейтон. Лейтон начал рисовать девяти лет, поправляясь после скарлатины. А уже в 1842 году он (набавив себе несколько лет) поступил в берлинскую Академию художеств. Еще через три года его приняли в Академию художеств во Флоренции.

Однако он все еще не верил вполне, что станет художником. Казалось, судьба его была предрешена, она подталкивала его идти по стопам отца и деда - быть врачом. На это надеялся и Лейтон-старший. Конец его надеждам положил разговор с американским скульптором Пауэрсом. Эдвард Лейтон показал ему рисунки своего сына и спросил, стоит ли тому заниматься живописью. Пауэре дал недвусмысленный ответ: "Вы ничего не можете поделать, сэр. Природа сама сделала за вас свой выбор".

Серьезно писать Фредерик Лейтон начал во Франкфурте, где его семья обосновалась в 1846 году. Здесь он поступил в местный институт культуры. Но уже через два года Лейтонам пришлось покинуть Франкфурт из-за революционных волнений и переехать в более спокойный Брюссель, а затем, когда волнения улеглись, в Париж. Несмотря на эти перемещения, Лейтон продолжал свое образование, среди его знакомых появились представители мира искусства.

В 1850 году он вместе с семьей вновь оказался во Франкфурте и наконец-то смог завершить учебу. В Германии Лейтон приступил к работе над первыми масштабными полотнами (это были сцены из жизни итальянского живописца Чимабуэ, жившего во второй половине XIII столетия). Подобный выбор был характерен для художника, воспитанного в традициях академической школы. Чтобы лучше изучить творчество Чимабуэ и других великих итальянцев, Лейтон в 1852 году предпринял первое в своей жизни самостоятельное путешествие. В ноябре этого года он был уже в Риме. Едва успев акклиматизироваться, молодой человек с головой окунулся в вихрь светских удовольствий, которые в избытке мог предоставить ему Вечный город.

Руководительницей Лейтона в его похождениях стала Аделаида Сарторис, известная оперная певица. Будучи много старше своего протеже, она оказалась для него незаменимым другом. Они виделись каждый день. Некоторые исследователи даже полагают, что между певицей и художником существовала романтическая связь. Впрочем, эта гипотеза документально не подтверждена. Нужно отметить, что Лейтон, легко сходясь с людьми и обладая общительным характером, никогда не слыл ловеласом. Чуждался он и других "простительных слабостей" - не увлекался алкоголем, не курил и не играл в азартные игры.

В салоне Аделаиды Сарторис молодой живописец познакомился со многими замечательными людьми своего времени, в том числе с писателем Уильямом Теккереем. Особенно тесные дружеские отношения завязались у него с "поэтической" семьей Браунингов. Впоследствии Лейтон создал серию иллюстраций к поэмам Элизабет Барретт Браунинг, а после смерти поэтессы (в 1861 году) спроектировал надгробье на ее могиле.

Именно в Риме художнику впервые улыбнулась фортуна. В 1855 году он завершил работу над своей "Мадонной Чимабуэ" и отослал ее в Лондон, на выставку Королевской Академии. Картина имела огромный успех и была приобретена королевой Викторией за 600 гиней. О Лейтоне заговорили в артистических кругах Англии.

Логично было бы предположить, что в сложившихся обстоятельствах художник переберется в Лондон. Но он предпочел Париж. Посетив в 1855 году Всемирную выставку в Париже, Лейтон влюбился в этот город. Следующие три года он провел здесь, совершенствуя свое мастерство. Провел с небольшими перерывами. Укоренившаяся в нем с юных лет "охота к перемене мест" не давала ему долго оставаться в своей парижской мастерской, В 1857 году Лейтон едет в Алжир. С этой поездки началось его увлечение восточной культурой. Восточные мотивы отныне довольно часто появляются в его работах. В дальнейшем мастер побывал в Сирии, Египте и Турции, но "экзотическое путешествие" 1857 года произвело на него самое сильное впечатление.

В 1859 году мы обнаруживаем Лейтона уже в Лондоне. Роскошный особняк, построенный для него в столице Британии в 1864 году, недвусмысленно свидетельствует о растущей популярности художника. В 1859 году одну из его картин приобрел принц Уэльский. Более того, в лице принца художник обрел не только престижного клиента, но и верного друга. Августейшая дружба много помогла Лейтону - он стал получать заказы от самых богатых и влиятельных англичан. Уже в начале 1860-х годов его ежегодный доход составлял около 4000 фунтов стерлингов. Для сравнения - годовой заработок рабочего не превышал в то время 30 фунтов. В 1864 году положение Лейтона еще более упрочилось - он стал членом Королевской Академии.

Но интересы художника отнюдь не ограничивались живописью. Он любил музыку, с увлечением организовывал любительские концерты. А в 1859 году в нем внезапно пробудилась тяга к военному делу. Мастер вступил в 20-й Добровольческий стрелковый корпус Миддлсекса, больше известный как "Стрелковый корпус художников", и принимал самое активное участие в жизни своего подразделения. В 1880 году Лейтону присвоили звание полковника.

В 1869 году Лейтона назначили инспектором художественных школ при Королевской

Академии. Должность оказалась весьма хлопотной. Однако она не помешала ему заниматься главным делом его жизни - писать картины. Крупнейшим произведением, созданным Лейтоном в эти годы, стали две фрески "по индустриальным мотивам". Ныне они находятся в музее Виктории и Альберта.

1878 год принес Лейтону новые почести и обязанности. Его избрали президентом Королевской Академии и наградили французским орденом Почетного легиона. Тогда же ему был присвоен дворянский титул. В 1880 году правительство Италии предложило мастеру прислать свой автопортрет для уникальной коллекции автопортретов знаменитых живописцев, которая хранится в галерее Уффици (этот автопортрет воспроизведен на передней обложке настоящего издания). А в 1896 году, перед самой смертью, Лейтон первым из британских художников удостоился титула барона.

Внешне стезя нашего героя выглядит прямой и беспечальной. Но высокое общественное положение и блестящий успех не оградили живописца от личных утрат и неурядиц. В 1879 году скончалась его давняя подруга - Аделаида Сарторис. Эту смерть Лейтон переживал очень тяжело. Утешился ли он в объятиях Дороти Дин, своей новой натурщицы? Утверждать ничего мы не станем. С уверенностью можно сказать лишь о том, что Дороти послужила моделью для таких работ Лейтона, как "Пылающий июнь", "Плененная Андромаха" и "Сад Гесперид". А после смерти мастера она получила по его завещанию значительную сумму. Кроме того, известно, что Лейтон всегда с удовольствием посещал дом родителей Дороти (она родилась в бедном рабочем квартале Лондона), говоря, что там он отдыхает душой, и занимался образованием девушки.

25 января 1896 года Лейтон скончался. Гроб с телом мастера выставили в Королевской Академии, а 3 февраля Лейтона со всеми почестями похоронили в лондонском соборе святого Павла.
К списку картин Продолжение