Искусство

История искусства

Густав Климт



Климт. Поцелуй


Поцелуй (1907-08), Австрийская галерея, Вена



    Ослепительно яркая и эмоциональная картина Климта "Поцелуй" приобрела огромную известность сразу после своего появления. Тогда же она была куплена правительством Австро-Венгрии. В наши дни "Поцелуй" считается одним из самых выразительных образов в истории живописи XX века. Обнявшаяся пара, облаченная в мозаичные одежды, изображена на абстрактном золотистом фоне. Напряженность атмосферы усиливается за счет глубокого контраста между натуралистическими и декоративными деталями. Реалистически написанные лица, руки и ноги влюбленных покрыты и окружены плоскостями с абстрактным рисунком, соответствующим фактуре ткани и цветам.
    Художник выбирает для картины свой любимый квадратный формат, игнорируя при этом глубину пространства и горизонт. Тем самым он выводит сцену за пределы реальности и придает самому "акту" поцелуя вселенский масштаб. Орнаментальные детали несут не только декоративную, но и смысловую нагрузку. В частности, прямоугольники на одеянии мужчины суть фаллические символы, а спирали, крути и овалы, запечатленные на одеянии его возлюбленной, являются художественными знаками женских гениталий. Собранные в художественное целое, они выражают идею слияния двух начал не менее энергично, чем сам поцелуй.

    В учебной программе венской Художественно-промышленной школы, где учился Климт, присутствовал ряд определенных предпочтений. Одно из них - мозаика. Собственно, Художественно-промышленная школа возрождала на европейском художественном пространстве это несколько забытое искусство, и Климт, пребывая в стенах школы, изучал его технику. Пока он зарабатывал деньги своими росписями, выполняемыми в традиционной стилистике, техника мозаики ему не слишком требовалась. Но позднее, с началом своего "золотого периода" (около 1903 года), художник "вспомнил" о ней. Способствовала тому и поездка в Италию в 1903 году. Увиденные в Равенне мозаики потрясли Климта.
    Эхо этого потрясения слышится уже в эскизах к "Фризу Стокле", которые он начал создавать в 1904 году. Эта работа была подготовительной и по отношению к "Поцелую". Мозаичность (как общий принцип) и некоторые особенности исполнения того же "Упоения" (части этого "Фриза") предвосхищают шедевр Климта.
    Несколько слов о любимом им (и вообще искусством модерна) квадратном формате. Эта "квадратность" предоставляла широчайшие возможности для декоративного решения задачи, к которому был столь склонен Климт "золотого периода". Данный всепримиряющий и гармонизирующий формат (а для "Поцелуя", по общему мнению, характерно примирение до того враждовавших у Климта мужского и женского начал), позволял, кроме того, "растить" изображение хоть куда - прямоугольник в этом смысле всегда ограничивает художника, задавая жесткие наравления.
    Предшествовавшие "Поцелую" эпатажные работы художника делили аудиторию на две неравные части: большую - яростных противников; и небольшую - единомышленников и поклонников. "Поцелуй", обозначивший высшую точку "золотого периода" творчества художника и ставший эмблемой венского Сецессиона, получив безоговорочное признание, на время примирил тех и других. Завораживающее золотое сияние, притушенный эротизм (на картине открыты лишь лица и руки героев) и очевидная целомудренность изображения вызвали восторг публики (в том числе консервативной и пуританской). Необычный для работ Климта факт: картина была куплена еще до закрытия выставки 1908 года, на которой она была представлена.

К списку картин Биография Продолжение