Человеческие фигуры
Городские виды в XVIII веке было принято оживлять человеческими фигурами. Каналетто остался верен этой традиции.
Присмотревшись, можно обнаружить, что изображенные на его картинах фигуры являются не конкретными личностями, а типажами -
гондольером "вообще", вельможей "вообще", священником "вообще", домохозяйкой "вообще" и т. д. То есть каждый персонаж
характеризуется не индивидуальными чертами, а костюмом или неизменным набором жестов - как, например, на этюде "Фигуры". Даже
на больших по размеру полотнах фигуры, принимающие участие в действии, остаются анонимными и обобщенными. Они не проживают
собственную (которая у каждого своя) жизнь, а всего лишь "заселяют" художественной пространство, представляя собой социальные
знаки-ярлыки. При этом стремление Каналетто показать социальную жизнь Венеции во всем ее разнообразии не подлежит сомнению. Это
подтверждают и его "английские" картины, отличающиеся - в том, что касается человеческих фигур, - еще большим схематизмом.
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер