Искусство

История искусства

Каналетто



Каналетто. Двор каменотеса


Двор каменотеса (1727-28), Национальная галерея, Лондон



    Вид городских задворков - почти нонсенс для творчества Канал етто, и тем не менее - перед нами признанный шедевр художника. "Двор каменотеса" он написал в свои "успешные" 1720-е годы, и все особенности тогдашнего его письма здесь налицо - это насыщенный цвет, широкий свободный мазок и искусная светотень.
    Если парадные виды Венеции Каналетто создавал, как правило, для богатых туристов, то "Двор каменотеса", скорее всего, заказал ему кто-то из местных жителей. На картине бал правит самая прозаическая, повседневная жизнь. Каменотес работает с каменной глыбой; к упавшему ребенку бежит его мать; гондольеры не спеша правят своими лодками; развешанное на веревках, сохнет белье. Картина написана с высокой точки (расположенной примерно на уровне второго этажа) - прием, очень характерный для молодого Каналетто.
    Время написания этого шедевра Каналетто искусствоведы уточнили, прибегнув к анализу технических приемов, которые эксплуатировались при его создании. В разные годы художник работал с различными типами холста. Для позднего Каналетто характерно использование тонкого холста - эта особенность диктовалась его тогдашней привязанностью к гладкой, доведенной до совершенства поверхности картины. Один из признаков раннего периода творчества художника (а именно к нему относится наш шедевр) - более свободная манера письма. Для нее больше подходил грубый холст. Еще одно указание на время создания заключается в том, что холст здесь не подвергся предварительному окрашиванию в бежевые и светло-серые тона, придающие холодный блеск поздним картинам Каналетто. Поверх основы кирпичного цвета художник наложил серый фон там, где будут написаны вода и небо, и красно-оранжевый фон в тех частях полотна, где появятся здания. Над их фактурой художник кропотливо работал - приведем в качестве примера хотя бы проступающие на стенах пятна сырости. Останавливают также на себе внимание зрителя детали, написанные белилами в технике импасто (например, белые простыни на окнах), и удивительно тонкие линии балкона (с сидящей женщиной, занятой вязанием).

К списку картин Биография Продолжение