Искусство

История искусства

Японская гравюра



Судзуки Харинобу

Судзуки Харинобу
1724-1770
«Тамагано в Такано»
Серия «Шесть рек в Тамагава»


В 1830-х - 1840-х годах все чаще появляются безжизненные компилятивные произведения, в которых чисто формальная выразительность, пристрастие к внешним эффектам вытесняют тонкую передачу настроения модели, составляющую едва ли не главное достоинство гравюры второй половины XVIII столетия. Явственно черты упадка обозначились позже, в так называемую эпоху Бакумацу (1853-1867), предшествовавшую революции Мейдзи 1868 года. Поэтому распространение понятия "упадок" на всю гравюру первой половины - середины XIX века вряд ли правомочно. И не только потому, что в творчестве таких художников, как Утагава Кунисада (1786-1864), Ута-гава Куниёси (1797-1861) и других, традиционные жанры переживают свой последний расцвет, но в первую очередь потому, что в это время бурное развитие получает новый для укиё-э жанр - фукэйга (пейзаж).
Назад || Японская гравюра || Продолжение