Франсиско Гойя
Семья короля Карла IV (1800-01). Прадо, Мадрид
Этот грандиозный групповой портрет королевской семьи Гойя написал уже в качестве Первого придворного художника. Парадные одеяния тут
лишь подчеркивают пустоту облаченных в них титулованных лиц, что дало повод трактовать эту картину как сатиру. Но маловероятно,
чтобы Гойя мог настолько рисковать своим положением.
В своей работе художник, несомненно, следовал великому Веласкесу. Это выразилось хотя бы в том, что он включил в композицию и
собственный автопортрет. В центре композиции находится королева Мария-Луиза с дочерью и младшим сыном. Король стоит справа от нее,
слегка выдвинувшись вперед. Остальные члены семьи разделены на две группы. Несмотря на присущую любому парадному портрету строгость,
здесь можно обнаружить и "оживляющие" его детали. Так, например, стоящая справа инфанта Мария-Луиза-Жозефина нежно прижимает к себе
грудного младенца - своего сына.
Парадный портрет семьи Карла IV первоначально планировалось повесить в королевском дворце в Мадриде, где он должен был освещаться
свечами. Пространство картины заливает мягкий свет, отчетливо обозначающий фигуры на фоне теней. Лишь сам художник едва различим.
Все мужчины позируют в ярких костюмах (красных, синих и темно-коричневых); все женщины - в белых блестящих платьях с золотой и
бледно-голубой отделкой. Если рассматривать портрет при свечах, то крупинки белил, нанесенные на платья женщин и их украшения в
технике импасто, переливаются дополнительными блестками. Издалека может показаться, что художник занят по преимуществу чертами лиц и
фактурой ткани, но при близком рассмотрении обнаруживается виртуозная работа кистью. Быстрые, летящие мазки контрастируют,
соседствуя, с густыми мазками и пятнами краски.
Готовясь к этой работе, Гойя написал десять портретных этюдов членов королевской семьи.
Назад | К списку картин | Биография | Продолжение |
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер