Искусство

История искусства

Франсиско Гойя



Гойя. Семья короля Карла IV


Семья короля Карла IV (1800-01). Прадо, Мадрид



Этот грандиозный групповой портрет королевской семьи Гойя написал уже в качестве Первого придворного художника. Парадные одеяния тут лишь подчеркивают пустоту облаченных в них титулованных лиц, что дало повод трактовать эту картину как сатиру. Но маловероятно, чтобы Гойя мог настолько рисковать своим положением.
В своей работе художник, несомненно, следовал великому Веласкесу. Это выразилось хотя бы в том, что он включил в композицию и собственный автопортрет. В центре композиции находится королева Мария-Луиза с дочерью и младшим сыном. Король стоит справа от нее, слегка выдвинувшись вперед. Остальные члены семьи разделены на две группы. Несмотря на присущую любому парадному портрету строгость, здесь можно обнаружить и "оживляющие" его детали. Так, например, стоящая справа инфанта Мария-Луиза-Жозефина нежно прижимает к себе грудного младенца - своего сына.

Парадный портрет семьи Карла IV первоначально планировалось повесить в королевском дворце в Мадриде, где он должен был освещаться свечами. Пространство картины заливает мягкий свет, отчетливо обозначающий фигуры на фоне теней. Лишь сам художник едва различим. Все мужчины позируют в ярких костюмах (красных, синих и темно-коричневых); все женщины - в белых блестящих платьях с золотой и бледно-голубой отделкой. Если рассматривать портрет при свечах, то крупинки белил, нанесенные на платья женщин и их украшения в технике импасто, переливаются дополнительными блестками. Издалека может показаться, что художник занят по преимуществу чертами лиц и фактурой ткани, но при близком рассмотрении обнаруживается виртуозная работа кистью. Быстрые, летящие мазки контрастируют, соседствуя, с густыми мазками и пятнами краски.
Готовясь к этой работе, Гойя написал десять портретных этюдов членов королевской семьи.

Назад К списку картин Биография Продолжение