Искусство

История искусства

Джотто ди Бондоне



Первооткрыватель

Джотто, смело порвав со средневековыми художественными канонами, явился первооткрывателем "материков" западноевропейской живописи. Вместе с тем многое в его жизни до сих пор остается тайной.

Джотто ди Бондоне родился приблизительно в 1270 году. Считается, что это событие произошло в селении Колле ди Веспиньяно, расположенном в 15 милях к северо-востоку от Флоренции. Впрочем, все это (и дата, и место рождения) никак не документировано и является результатом довольно произвольных искусствоведческих "подсчетов" и "разысканий".

Первым биографом художника стал Джорджо Вазари (1511-1574), написавший легендарные "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих", - нашлось место в этой книге и "жизнеописанию" Джотто. Но, имея в виду временную "отдаленность" момента появления этого текста от джоттовской эпохи, не приходится удивляться тому, что это добросовестное, говоря нынешним языком, исследование грешит неточностями. Вазари утверждает, что Джотто родился в 1276 году. "Джоттоведение" между тем располагает одним важным источником, косвенно указывающим на иную временную "привязку" этого события. Это хроники (любопытный нюанс - они написаны в стихотворной форме), составленные около 1373 года Антонио Пуччи, правителем Флоренции и одновременно поэтом-любителем, который замечает в них, что художник умер в возрасте 70-ти лет. Зная при этом точную дату смерти Джотто (январь 1337 года), несложно установить, что живописец должен был родиться в 1266-м или 1267 году. Судя по всему, Пуччи был лично знаком с Джотто. С его свидетельством соглашается большинство современных исследователей. На всякий случай, мы лишь несколько округляем полученную цифру, дополнительно страхуясь и спасительным словом "около".

Надеяться на отыскание каких-то новых документальных источников, касающихся жизни Джотто, вряд ли стоит - все соответствующие архивы давно изучены. Но и те источники, что вошли в научный обиход, не слишком информативны. Большинство сохранившихся бумаг - это всего лишь копии договоров о купле-продаже имущества, так или иначе имеющие отношение к Джотто. Таким образом, историю детства и юности художника нам приходится реконструировать исключительно на основе традиционных "сюжетов", записанных спустя много лет после его смерти. И, в конечном счете, вновь обращаться за фактами (которые во многом проверить невозможно) к тому же Вазари.

Вазари писал, что отцом художника был некий "Бондоне, хлебопашец и человек простой". Сам Джотто, росший смышленым мальчиком, по обстоятельствам жизни с десяти лет пас овец. Трогательная история о юном пастушке впервые встречается в рукописи скульптора Лоренцо Гиберти (1378-1455). По словам автора, однажды маленького Джотто, рисовавшего овцу на камне, заметил проходивший мимо художник Джованни Чимабуэ. Рассмотрев как следует рисунок, он тут же отправился вместе с мальчиком к его отцу, умоляя того отдать сына к нему в ученики.

Рукописная копия Божественной комедии Данте (ок. 1320), в которой упоминается о громкой славе Джотто. К подобным рассказам следует относиться с очень большой осторожностью (они часто возникают в биографических "апокрифах", посвященных судьбам великих мастеров), хотя, вполне возможно, Гиберти поведал нам истинное происшествие. Во всяком случае, Джотто действительно был подмастерьем у знаменитого флорентийского художника Чимабуэ. Более того, многие современники называли Джотто его прямым преемником. Об этом, в частности, говорится в "Божественной комедии" (законченной около 1320 года), где Данте пишет о том, что "Чимабуэ считал себя богом в живописи, но теперь это место занял Джотто, и слава первого быстро угасла".

Простые подсчеты показывают, что в ученики к Чимабуэ Джотто попал примерно в 1280 году. Последующие двадцать лет его жизни вновь "ускользают". Первые более или менее достоверные сведения о нем относятся к 1301 году, когда, согласно сохранившемуся документу, художник приобрел в собственность земельный участок в центре Флоренции.

Наиболее распространенная версия: Джотто работал все эти "темные" годы вне Флоренции. Гиберти и Вазари уточняют географию его странствий, называя в качестве остановок Ассизи, Авиньон, Феррару, Неаполь, Рим, Падую, Равенну, Верону и еще несколько городов. Так ли это? Ответить на вопрос трудно, так как ни одна из работ этого времени до нас не дошла.

Самыми ранними из произведений, приписываемых кисти Джотто, считаются фрески, выполненные им для капеллы дель Арена в Падуе. К слову, ни одна из этих фресок не подписана художником. Его авторство подтверждается двумя независимыми литературными источниками, датированными приблизительно 1313 годом. В одном источнике говорится, что возведение капеллы началось в 1303 году и что фрески были выполнены Джотто к моменту окончания строительства. Другой документ свидетельствует, что Джотто работал в капелле дель Арена приблизительно в 1303-06 годах.

Уже в 1307 году Джотто - во Флоренции. Его присутствие в городе можно считать доказанным и еще на протяжении 15-ти лет: с 1311-го по 1326 год. К этому времени относится несколько документов, рассказывающих нам о материальных приобретениях художника или вложении им денег в различные предприятия. Так, в 1318 году он подал судебные иски как минимум на шестерых человек, которым ссужал в долг деньги. Именно в этом году он отказался от услуг адвокатов, передав ведение финансовых дел своему сыну Франческо.

Тоже, кстати, факт говорящий. Право ведения финансовых дел тогда имели лица, которым исполнился 21 год. То есть сын у Джотто должен был родиться не позже 1297 года. Разворачивая логическую цепочку, приходим к выводу, что в первый раз женился художник где-то в середине 1290-х годов. Почему - в первый? Потому что известно, что всего у него было две жены (и восемь детей).

Джотто, по утверждению Джованни Боккаччо (1313-1375), был человеком хорошо воспитанным, умным и доброжелательным. Автор "Декамерона" упоминает также о том, что красотой он не отличался (скорее - уродливостью).

Согласно Вазари, помимо работы в различных городах Италии, Джотто выполнил ряд заказов Папы Римского Климента V в Авиньоне (Франция), куда тот в 1309 году перенес папскую резиденцию (впрочем, некоторые ученые говорят, что это был вовсе не Климент V, а Бонифаций VIII). Как бы то ни было, ни одна из "многих прекрасных картин и фресок", созданных, по утверждению Вазари, Джотто в Авиньоне (а также в "некоторых других местах Франции"), не сохранилась.

Подобная ситуация складывается и с произведениями художника, относящимися ко времени его службы (1328-1333) при дворе неаполитанского короля Роберта Анжуйского. Нюанс, проясняющий социальный статус Джотто: в Неаполе его встретили с почестями, отведя комнаты рядом с покоями короля, положив солидное жалование и даровав право иметь собственных слуг.

К 1334 году Джотто возвратился во Флоренцию. В апреле этого года городской Совет назначил его главным архитектором города и руководителем строительства собора Санта-Мария дель Фьоре. Насколько нам известно, до этого он никогда не занимался архитектурой, однако в те времена считалось, что хороший художник или скульптор вполне может справиться и с такого рода работой. В документе, проливающем свет на это назначение, имеется эмоциональный пассаж, выражающий радость по поводу возвращения Джотто во Флоренцию (еще один штрих, характеризующий его репутацию). Художник спроектировал кампанилу (колокольню) собора, но возвели ее уже после его смерти, последовавшей в самом начале 1337 года. Похоронили художника в его детище - Кафедральном соборе Санта-Мария дель Фьоре, - что означало по тем временам признание его величайших заслуг перед городом.
К списку картин Продолжение