Искусство

История искусства

Джотто



Джотто. Стигматизация святого Франциска


Стигматизация святого Франциска



Францисканский цикл
Фрески, украшающие церковь Сан-Франческо в Ассизи, - еще одна острая проблема "джоттоведения". Строительство этой церкви началось в 1228 году, сразу после канонизации святого Франциска, умершего в 1226 году. Между 1260-м и 1320 годами в церкви появились фрески, созданные ведущими художниками того времени (в том числе Чимабуэ и Симоне Мартини). Впрочем, авторство ни одного из них документально не подтверждено. В некоторых источниках XIV-XV веков упоминается о том, что Джотто работал в Ассизи. Еще одно указание на этот факт мы находим в "Жизнеописаниях" Д. Вазари. Так, он пишет, что Джотто написал серию прославленных фресок в Верхней церкви Сан-Франческо (храм в Ассизи - двухэтажный). Здесь показаны две фрески из этой серии - "Стигматизация святого Франциска" и "Чудесное открытие источника" (на след. стр). Вазари также отмечает, что Джотто прибыл в Ассизи по приглашению Джованни да Мурровалле, правившего городом с 1296-го по 1304 год. Таким образом, устанавливается и датировка этих работ. Вплоть до конца XIX века эти сведения считались абсолютно достоверными. Потом возникли вопросы. В частности: все ли фрески написаны одной и той же рукой? Некоторые ученые утверждали, что серия фресок была лишь задумана Джотто, реализовали же его идею неизвестные нам мастера. Другие искусствоведы вообще отрицают причастность Джотто к созданию этих фресок, мотивируя свое мнение тем, что фрески в Ассизи стилистически сильно отличаются от фресок, написанных Джотто для капеллы дель Арена в Падуе, и находя ассизские работы легковесными и несовершенными. Споры длятся по сей день.

Назад К списку картин Биография Продолжение