Мадонна во славе (Мадонна Оньиссанти) (ок. 1310), Галерея Уффици, Флоренция
Это единственный сохранившийся алтарный образ, созданный Джотто. Картина получила свое название в честь церкви Оньиссанти (Всех
Святых) во Флоренции. Первое упоминание об этой работе относится к 1418 году. В документе четко указано, что это работа Джотто. В
церкви Оньиссанти картина оставалась до 1810 года, после чего ее перевезли в галерею Академии. Еще спустя век с небольшим, в 1919
году, она "переехала" в галерею Уффици, где хранится и сейчас, деля зал, в частности, с не менее знаменитой "Мадонной Святой
Троицы" (ок. 1280) Чимабуэ. Величественный образ Чимабуэ написан преимущественно в византийском стиле - с плоскими аскетическими
фигурами святых, лишенными каких-либо эмоций и выглядящими почти безжизненно. Не то у Джотто. Его герои - объемны; кроме того, они
полны жизни и даже "живости", что вовсе не умаляет их божественного величия. Сохраняя традиционную композицию, Джотто достигает
большей убедительности пространственного построения. Мария облачена в простые одежды - они имеют мало общего с драгоценными
одеждами святых, изображаемых на византийских иконах. Это делает ее образ более земным и "демократичным".
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер