Искусство

История искусства

Томас Гейнсборо



Портретист поневоле

Знаменитый портретист Томас Гейнсборо писал портреты ради хлеба насущного. Главной же его страстью всегда были пейзажи.

Томас Гейнсборо родился в 1727 году в небольшом торговом городке Седбери в графстве Суффолк на юго-востоке Англии. Отец его, Джон Гейнсборо, торговал сукном. До 1730 года его дело процветало, но затем он разорился и лишь благодаря помощи богатых и влиятельных родственников сумел получить должность почтмейстера.

О детстве Томаса, младшего из девяти детей четы Гейнсборо, сохранилось не так уж много свидетельств. Существует, правда, любопытное семейное предание о том, как он, будучи совсем еще мальчиком, так похоже нарисовал портрет человека, воровавшего груши в соседском саду, что этот рисунок помог опознать и схватить вора.

Автопортрет,   нарисованный   Гейнсборо приблизительно в 1750 году. В положенный срок Томаса Гейнсборо определили в начальную школу. Будущий художник был не слишком прилежным учеником. По мнению учителей, он уделял слишком мало внимания арифметике и чистописанию, но зато слишком много - рисованию. Первый биограф Гейнсборо писал: "В детстве Томас не оставил не зарисованными ни одну живописную купу деревьев, ни одну живую изгородь, камень или столб, ни один перекресток дорог во всей округе".

Родители Гейнсборо очень рано распознали в нем большой талант. И, в отличие от многих других родителей, не стали чинить ему никаких препятствий, а, напротив, отправили сына учиться в Лондон. Томасу в ту пору едва минуло тринадцать лет. В Лондоне начинающий живописец жил у друзей своих родителей и учился азам ремесла у Гюбера Гравело (1699-1773), известного художника и гравера. Затем некоторое время наставником Гейнсборо был Френсис Хейман (1707/08-1776).

В 1745 году Гейнсборо посчитал свое образование завершенным, обзавелся собственной мастерской и принялся писать реалистические пейзажи в духе голландских мастеров. Денег, которые он выручал от их продажи, едва-едва хватало на хлеб. Пейзажи в то время не ценились.

От беспросветной нищеты молодого художника спасла женитьба. В 1746 году он тайно обвенчался с Маргарет Бер, незаконнорожденной дочерью герцога де Бофора. Почему молодая пара решила венчаться тайно, мы не знаем. Как бы там ни было, брак оказался счастливым. А 200 фунтов годового дохода Маргарет избавили молодоженов от серьезных материальных затруднений, хотя и не предоставили живописцу возможности заниматься "чистым искусством". Он все равно был вынужден брать заказы.

1748 год стал для Гейнсборо горестным и счастливым одновременно. В начале года умер отец художника. Вероятно, желая быть ближе к матери, он перебрался в Седбери. Вскоре по приезде жена его разрешилась от бремени - девочкой, которую назвали Мери. Увы, укорениться на родной земле не получилось. В местечке Седбери никто не заказывал портретов и не покупал пейзажей. Поэтому в 1752 году семейство Гейнсборо переезжает в Ипсвич, ближайший крупный город.

В Ипсвиче мастер прожил семь лет. Он по-прежнему предпочитал писать пейзажи, но за них по-прежнему не платили денег, и мало-помалу Гейнсборо "втянулся" в портретную живопись. Портреты пользовались большим спросом - правда, доход приносили весьма скромный, поскольку заказчиками Гейнсборо в то время были, главным образом, священники и прочие небогатые представители среднего класса. За "голову" художник брал 8 гиней, за поясной портрет - 15. Лондонские живописцы средней руки получали за ту же работу 15 и 30 гиней соответственно.

В октябре 1759 года Гейнсборо вновь переезжает - на сей раз в курортный город Бат. Здесь у него появилась возможность обзавестись клиентурой совсем другого рода, чем ипсвичские торговцы и священники. В Бате собиралось самое изысканное общество. Приехавшие на воды аристократы ничего не имели против того, чтобы при случае заказать свой портрет.

Вскоре Гейнсборо уже получал по 20 гиней за "голову" и по 40 гиней за поясной портрет. Портреты в полный рост художник оценивал в 60 гиней. В жизни его началась полоса удач. С 1761 года он стал регулярно посылать свои работы на выставки лондонского Общества художников, которое до образования Королевской Академии (в 1768 году) было самой представительной художественной организацией.

Знакомства с аристократами были выгодны Гейнсборо не только в материальном отношении. Напомним, что в Англии второй половины XVIII столетия отсутствовала национальная художественная галерея. Все "культурные ценности" сосредоточивались в особняках аристократии. Следовательно, чтобы увидеть их, требовалось быть "вхожим" в эти особняки. Перед модным портретистом все двери были, разумеется, открыты. Благодаря этому Гейнсборо смог увидеть полотна старых мастеров, включая работы Ван Дейка и Рубенса. Последние оказали наиболее ощутительное влияние на его манеру.

Заметим, что богатые и знатные заказчики Гейнсборо не относились к нему снисходительно. Художник непринужденно держался в любом обществе, умел преподнести себя, слыл остроумцем, прекрасно разбирался не только в живописи, но и в музыке. Все эти прекрасные светские качества помогли ему чувствовать себя на равных с аристократами. Всюду он был принят и обласкан. Успех, впрочем, не только не вскружил ему голову, но и не переменил его отношения к портретной живописи. Его письма к клиентам пестрят отговорками и цветистыми извинениями по поводу проволочек в работе. Извинения Гейнсборо писал в таком роде: "Если я разочаровал Вас, в Вашей воле сварить из меня масло для разведения красок или сжечь мои кости, чтобы наделать из них уголь для рисования". В письмах к друзьям он выражался совсем по-другому: "Как я был бы счастлив, если бы хоть на время мог забыть об этих проклятых лицах, которые я постоянно должен писать".

В 1768 году Гейнсборо предложили стать соучредителем Королевской Академии. Он принял это предложение с радостью. Через некоторое время, как водится, между мастером и академиками начались трения. Отношения его с Джошуа Рейнолдсом, президентом Академии, оставляли желать много лучшего. А в 1784 году Гейнсборо всерьез поссорился с выставочной комиссией Академии, "неправильно" вывесившей его работы. И если в 1773 году, когда возникла подобная же ссора, он сдержался и не хлопнул дверью, то теперь он заявил, что "никогда больше не будет здесь выставляться".

В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон. Его семья заняла большую комфортабельную квартиру неподалеку от Пэлл-Мэлл, одной из главных лондонских улиц. После разрыва с Королевской Академией художник стал использовать свои дом не только как жилище, но и как "личную галерею", устраивая здесь выставки своих работ.

Ни слава, ни преклонные лета ничего не отняли от манеры мастера. Она по-прежнему оставалась мощной и непредсказуемой. В 1782 и 1783 годах Гейнсборо совершил два путешествия по стране. Об этом он мечтал всю жизнь, но только теперь такие "пейзажные поездки" сделались возможными.

К сожалению, дни Гейнсборо были уже сочтены. С 1785 года он начал страдать от загадочной опухоли шеи, которая ставила в тупик даже медицинское светило того времени - доктора Эбердена, придворного врача. Болезнь прогрессировала, и, предчувствуя скорую кончину, Гейнсборо решил примириться с Рейнолдсом. Встреча двух знаменитых художников состоялась за несколько дней до смерти Томаса Гейнсборо. Он скончался 2 августа 1788 года. Тело его погребли на церковном кладбище в Кью, небольшой деревушке в пригороде Лондона.

Позже Рейнолдс выступил в Королевской академии с речью, в которой отдал должное своему многолетнему сопернику. "Если когда-нибудь будет создана галерея гениев, составивших гордость и славу английской школы живописи, имя Гейнсборо достойно будет занять в ней одно из самых первых и почетных мест", - сказал он.
К списку работ Продолжение