Искусство

История искусства

Пьеро делла Франческа



Франческа. Алтарный образ Монтефельтро


Алтарный образ Монтефельтро (1472-74), Пинакотека Брера, Милан



    Искусствовед и историк сэр Джон Поуп-Хеннеси называл этот образ "самым новаторским алтарным образом во всей Италии". Композиция этой картины чрезвычайно смела для своего времени. Заслуживает внимания и архитектурный фон, который тоже был своего рода "новинкой" в XV столетии. И, наконец, заметьте, что этот "архитектурный фон" есть не что иное, как интерьер церкви. Именно Пьеро делла Франческа первым из итальянских живописцев написал Мадонну в храме.
    Несколько таинственным может показаться зрителю яйцо, подвешенное к потолку церкви (искусствоведы считают, что это страусиное яйцо). Оно, как ни странно, подтверждает "место действия" - в церквях средневековой Италии было принято подвешивать к потоку яйцо (иногда - позолоченное). Оно считалось символом чудесного рождения Христа. Искусно выстраивая перспективу, Пьеро делла Франческа изображает яйцо так, что кажется, будто оно находится прямо над головой Богородицы. Если же восстановить точную перспективу, оно окажется висящим на апсиде в 15 метрах позади нее. Следует отметить, как умело использует мастер архитектурные формы, превращая их в шатровую раму, напоминающую традиционное обрамление алтарных образов.

    Глядя на этот алтарный образ, невозможно не испытать благоговейного чувства. Строгая соразмерность всех частей, совершенство геометрических форм и чистота цвета, сочетаясь, создают подлинный шедевр религиозной живописи.
    Немалую роль играет здесь освещение. Солнечные лучи падают сверху и немного слева, освещая не только фигуры Богородицы и святых, но и яйцо, подвешенное к потолку. Подобное освещение придает картине мистическое звучание, усиливаемое статичностью поз персонажей.
    Голову Богоматери Пьеро делла Франческа намеренно располагает посередине темной мраморной панели - таким образом, она становится композиционным центром всей картины. Фигура Девы Марии превосходит по размеру фигуры ангелов, и это происходит не вследствие действия законов перспективы, но потому, что художник намеренно изменяет масштаб фигур, желая подчеркнуть величие Богородицы.
    Картина написана в смешанной технике - живописец прибегал в работе над ней то к маслу, то к темпере. При ближайшем рассмотрении она даже кажется незаконченной. Сквозь краску в некоторых местах проступает грунтовка, над головами святых отсутствуют непременные нимбы. Кроме того, мы, к сожалению, не имеем возможности видеть этот алтарный образ таким, каким оставил его сам мастер. После его смерти картину "подправил" живописец Педро Берругете. В документах написано, что он "закрасил головной убор Богородицы из драгоценных камней и переписал руки Федериго да Монтефельтро". Со временем была утрачена нижняя полоса деревянной панели, в результате чего картина покоробилась, местами облупилась и дала трещину, проходящую на уровне глаз Богородицы. В 1980-81 годах была проведена капитальная реставрация алтарного образа, в ходе которой мастера удалили верхний слой потемневшего лака и заретушировали облупившиеся участки акварелью.

К списку работ Биография Продолжение