Искусство

История искусства

Шедевры европейского искусства


Пьеро делла Франческаок. 1416 - 1492


Пьеро делла Франческа


Федериго да Монтефельтро и его супруга Баттиста Сфорца
Диптих. Ок. 1465-1472. Дерево, темпера, 47x33 (каждый элемент). Галерея Уффици, Флоренция.

Итальянский мастер эпохи Раннего Возрождения Пьеро делла Франческа (собственно Пьетро деи Бенедетто ди Франчески или Пьетро Борльези) карьеру художника начинал во Флоренции в 1439 в качестве ученика и помощника у Доменико Венециано. Важным для него стало знакомство с работами нидерландских мастеров, которые он имел возможность увидеть в Ферраре при Дворе Борсо д'Эсте, где работал в 1448-1450-х, и в Урбино (1460-1470-е) при Дворе Федериго да Монтефельтро. Художник был связан с гуманистическими кругами и представлял редкий для XV в. тип живописца-эрудита, ученого. Мастер писал алтарные образы, занимался монументальной живописью, обращался к портрету, но его художественная деятельность прервалась в середине 1470-х, по свидетельству Вазари, из-за постигшей художника слепоты. Представленный портрет - единственная работа мастера в этом жанре, авторство которой достоверно установлено, - занимает важное место в истории искусства портрета XV в. Пьеро делла Франческа отошел от присущей этому жанру стилиза-ции, придав своим моделям величественный облик. Парный портрет требовал построения единой перспективы, и художник вместо традиционных приемов использовал с этой целью линии пейзажного фона. Другие известные произведения: "Мадонна делла Мизерикордия". Ок. 1448. Пинакотека, Сансеполькро; "Рождество". Ок. 1470. Национальная галерея, Лондон.

Назад Шедевры европейского искусства Продолжение