Искусство

История искусства

Макс Эрнст



Эрнст. День и ночь


День и ночь (Ночь и день), 1941-42



Декалькомания
Эта техника состоит в том, что художник выливает тушь на лист бумаги, накрывает его сверху вторым листом, а затем вновь разъединяет их. В результате этих манипуляций на верхнем листе отпечатывается некий абстрактный рисунок. Во второй половине 1930-х годов техникой декалькомании пользовались многие сюрреалисты, но применять ее в масляной живописи первым начал именно Эрнст. Он использовал (как и при работе над граттажами) "спонтанные" поверхности, но затем долго прорабатывал отдельные детали картин, создавая иллюзию фантастической, пугающей реальности. Зритель не всегда может обнаружить, где заканчивается фрагмент, выполненный в технике декалькомании, а где начинается "обычная" масляная живопись. Весьма показательно в этом смысле "Одеяние невесты", 1939 (на след. стр.). Здесь, впрочем, декалькомания "выдает себя" в распущенных волосах невесты, похожих на веер. В технике декалькомании создана и ее накидка, которая изображена на картине в левом верхнем углу. Иллюзионистский прием "картина внутри картины" характерен для работ многих художников-сюрреалистов. Неоднократно прибегал к нему и сам Эрнст, о чем свидетельствует, например, его полотно "День и ночь (Ночь и день)", 1941-42 (вверху). На этом полотне обрамленные тонкими светлыми рамками картины расположены на фоне странного, аморфного пейзажа.

Назад К списку картин Биография Продолжение