Искусство

История искусства

Жак Луи Давид



Давид. Смерть Марата


Смерть Марата (1793), Королевский музей изобразительных искусств, Брюссель



    Едва разнеслась весть об убийстве революционного идеолога Марата, Давид бросился на улицу Кордельеров, где жил Марат, чтобы запечатлеть черты погибшего. На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого журналиста, но и организовать церемонию его похорон. И Давид принял оба предложения. Будучи в то время пылким революционером, Давид видел в Марате современного героя-мученика и постарался подчеркнуть это как на портрете, так и в оформлении прощальной церемонии. На похоронах тело Марата было обернуто в белые простыни, как оборачивали тела погибших римских воинов. Хотя художник сохранил портретное сходство, в целом идеализированный Давидом образ можно считать собирательным, олицетворяющим преданность идее и жертвенность.
    Особенностью этого шедевра является то, что Давид избавил изображенный на полотне образ от второстепенных мелочей, поэтому каждая сохраненная здесь деталь имеет большое значение. Все предметы - деревянный ящик, письма и письменные принадлежности - хорошо видны и требуют внимательного рассмотрения.
    Марату заменял конторку убогий деревянный ящик, грубо сколоченный из старых досок, он как нельзя лучше говорит о спартанском образе жизни героя. А лежащая под его запястьем стопа чистой бумаги свидетельствует о том, что он не успел довести до конца начатое дело.
    Сцена освещена ярким, почти театральным светом, дающим резкие тени, отчего верхний, лежащий на ящике лист бумаги кажется выступающим за рамки картины. На этом листе Марат написал свои последние строки, и мы можем прочитать их: "Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу". Сам ассигнат - чек на получение денежной суммы - лежит сверху незаконченной записки.
    Безупречная по композиции, картина написана легкими прозрачными мазками, совершенно не похожими на заглаженную фактуру исторических полотен Давида.
    Всю мощь этого полотна можно оценить, просто стоя перед ним, хотя эта смелая простая композиция производит большое впечатление даже в репродукции. Давид создал здесь на редкость убедительный образ, своей работой художник стремился уверить зрителя в том, что тот действительно видит перед собой не только героя, но истинного мученика Великой французской революции.
    Давид начал работать над своей картиной, по сути, через несколько часов после смерти Марата - она потрясла его. При тусклом освещении свечи, склонившись над трупом, художник набрасывал характерные черты революционера - широкоскулое лицо с полузакрытыми глазами и перекошенным от боли ртом.
    Картину он закончил уже через три месяца и торжественно вручил ее Конвенту со словами: "Народ снова призвал своего верного друга... Давид, схвати свои кисти, отомсти за нашего Марата... Я услышал голос народа, я выполнил его волю".
    На полотне художник изображает героя, абсолютно следуя реальным обстоятельствам убийства. Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его. Поэтому, глядя на картину, создается ощущение, что убийство только что совершилось, и художник, став его свидетелем, спешит призвать в свидетели и зрителей. Он отказывается от каких бы то ни было аллегорических атрибутов и не стремится скрыть убожество окружающей обстановки, скорее наоборот, подчеркивает скромный быт больного человека, которого смерть застигла в такой неожиданный момент.
    Удар нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде. В руке Марат держит ее письмо, запятнанное кровью. Тело Марата резко выделяется на темном фоне. Тюрбан, которым Марат прикрывал голову из-за хронического заболевания кожи, придает ему сходство с античным героем. Рука Марата безжизненно упала на пол, привлекая взгляд зрителя к перу - главному оружию революционного журналиста. На деревянном ящике, стоящем рядом с ванной, напоминающей надгробие, художник вывел: "Марату - Давид".
    "Смерть Марата" названа вершиной творчества Давида. Никогда больше художник не создавал ничего равного этому полотну.

К списку картин Биография Продолжение