Искусство

История искусства

Антонис ван Дейк



Антонис ван Дейк. Конный портрет Карла


Конный портрет Карла (ок. 1637-38), Национальная, галерея, Лондон



    Этот величественный королевский портрет показывает нам Карла I в боевых доспехах верхом на прекрасном коне. Здесь король представлен как боевой и духовный лидер нации. Поза короля взята с образа монарха-завоевателя, изображенного на Большой английской печати, которой скрепляли наиболее важные документы, но при этом на груди короля - орден Подвязки, что позволяет ван Дейку показать Карла предводителем рыцарства и поборником справедливости.
    Конный портрет должен был служить прославлению короля, он изначально предназначался для украшения одной из стен во дворце Уайтхолл.

    Несмотря на то, что ван Дейк особенно славился своим умением изображать шелк и атлас, на картине "Конный портрет Карла I" он с не меньшим мастерством передал жесткую фактуру, металлический блеск боевых доспехов. Карл I изображен на портрете в доспехах, которые изготовлялись в оружейных мастерских лондонского пригорода Гринвич между 1610 и 1620 годами. Доспехи, выписанные ван Дейком во всех подробностях, сидят на короле словно модно сшитый костюм. Нагрудную пластину, поручи и поножи пересекают широкие световые блики, преломляющиеся на каждом изгибе. Блик на горловине переходит в высовывающийся короткий воротничок из белой ткани. Мягкая фактура воротничка еще больше усиливает ощущение жесткости доспехов.
    Величественность образа подчеркивают противопоставляемые серебристо-серому основному тону золотые детали. Это тонкие гвоздики на оружии, изящная рукоять меча и медальон с изображением святого Георгия, поражающего дракона, - так называемая медаль Малого Георгия, которую всегда носил король. Медаль принадлежала ему как главе ордена Подвязки и предводителю благородных рыцарей.

    Карл I, при дворе которого ван Дейк прослужил почти десять лет, по праву считался крупнейшим ценителем и коллекционером живописи среди всех английских монархов. Ядром его собрания стали картины, унаследованные им от старшего брата Генри, принца Уэльского. Часть картин была подарена ему иностранными послами, однако больше всего полотен Карл купил сам, потратив на это огромные деньги. Самым громким приобретением его стала коллекция семьи Гонзаго, за которую он уплатил неслыханную по тем временам сумму - 18000 фунтов стерлингов, обойдя на торгах самого кардинала Ришелье. В своей коллекции Карлу удалось собрать работы таких мастеров, как Рафаэль, Тициан, Корреджо и Караваджо.
    Карл любил ван Дейка, искренне восхищался его талантом, проявлял заботу о нем (в частности, распорядился выстроить для него мастерскую близ доминиканского монастыря на берегу Темзы и с удовольствием приплывал туда на лодке, чтобы понаблюдать за работой художника). Когда в 1641 году ван Дейк тяжело заболел, король обещал своему придворному врачу 300 фунтов стерлингов, если тот сумеет спасти живописца. Но были в характере Карла и неприятные черты. Например, он постоянно забывал заплатить художнику за работу.
    Карл был глубоко религиозным человеком, искренне считал себя помазанником Божьим, человеком, через которого осуществляется связь вверенного ему народа с Богом. Основываясь на этой мысли, Карл пришел к тому, что разогнал Парламент и с 1629 по 1640 год правил как самодержец. Однако в 1640 году ему пришлось вновь собрать Парламент, так как началось вторжение шотландских войск в Англию. Вспыхнула гражданская I война. В 1647 году Карл попал в плен к шотландцам, был выкуплен Парламентом, а затем предан суду, обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. 30 января 1649 года Карл I с истинно королевским достоинством взошел на эшафот и был обезглавлен.

Конные портреты
    С античных времен скульпторы и художники изображали правителей верхом на лошади. Этот прием использовал и ван Дейк, решивший создать королевский портрет, воплощающий идею величия и имперского героизма.
    Конный портрет традиционно считался особым жанром, к которому художники прибегали в тех случаях, когда им нужно было создать образ правителя или героя. В Древнем Риме верхом на коне разрешалось изображать только императоров, именно поэтому конный портрет ассоциировался с идеей неограниченной власти.
    Работа ван Дейка, как и все конные портреты, отсылает к конной статуе римского императора Марка Аврелия, правившего во II веке нашей эры. Эта статуя вдохновляла художников эпохи Возрождения, включая и Тициана, написавшего "Портрет Карла V в сражении при Мюльберге" (1548).
    Императора Священной Римской империи Карла V Тициан изобразил скачущим в боевых доспехах верхом на черном коне. Художник написал это полотно в честь победы монарха-католика над лютеранскими принцами при Мюльберге. Фигура короля развернута в три четверти, на заднем плане - окраина леса. Позади короля стоит одинокое дерево, а впереди раскинулась равнина. Точно такую композицию выбрал и ван Дейк для конного портрета Карла I.
    Как и Карл I у ван Дейка, Карл V показан на портрете Тициана одновременно имперским лидером и истинным рыцарем. Оба короля были большими ценителями искусства. Английский король страстно любил венецианскую живопись, а покровительствуя ван Дейку, казалось, заочно соперничал с Карлом V, опекавшим в свое время Тициана. Так возникла удивительная связь между двумя монархами, их конными портретами и прекрасными мастерами, оставившими заметный след в истории мировой живописи.

К списку картин Биография Продолжение