Испанские сюжеты
В XIX веке Европу захлестнула мода на все испанское. Этой моде отдали дань многие выдающиеся писатели, композиторы и живописцы того времени. В Испанию потянулись
паломники, желавшие своими глазами увидеть местную экзотику -бои быков, мавританские дворцы, цыган, танцоров. Что касается художников, то их, конечно, влекли в
Испанию не только эти живописные реалии, но и возможность увидеть работы испанских мастеров - как современных (среди них особенно выделяли Мариано Фортуни), так
и старых (Веласкеса, Мурильо). Одним из самых верных поклонников Испании был Эдуар Мане. Выставка его испанских картин, прошедшая в 1867 году, дала Мэри Кассат
хороший урок -увидев полотна Мане, она поняла, каким образом можно использовать опыт мастеров прошлого в современном искусстве. Сама Кассат попала в Испанию лишь
в 1872 году. Из этой поездки она вынесла много впечатлений, воплотившихся затем в довольно удачной серии испанских картин. Выбирая вполне традиционные сюжеты,
художница стремилась в работе над ними следовать, главным образом, модернистскому стилю Мане, но при этом "разбавляла" его романтическим реализмом Курбе. Лучше
всего иллюстрирует тогдашнюю манеру Кассат ее работа "Испанская танцовщица в кружевной мантилье" (вверху). Художница "сжимает" пространство картины, не
создавая иллюзию глубины, а лишь намекая на нее (такой эффект достигается благодаря ровному темному фону, на котором изображена модель). Она не перегружает работу
этнографическими деталями, только веер и кружевная накидка говорят нам о том, что перед нами - испанка. Эта сдержанность в деталях впоследствии станет "фирменным
знаком" Кассат. Обращает на себя внимание композиция картины - художница "обрезает" фигуру танцовщицы, чтобы подчеркнуть ее жест и взгляд. Заметен в "испанских"
работах Кассат и настойчивый интерес к колориту и освещению, что позволяет говорить о том, что они явились предвестниками ее будущих импрессионистических полотен.
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер