Искусство

История искусства

Питер Брейгель



Художник и его время

Жизнь нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего оказалась трагически короткой, но и отпущенного судьбой срока ему хватило для того, чтобы создать уникальный художественный мир, до сих пор поражающий своими загадками и странной гармонией.

О жизни Питера Брейгеля мы знаем совсем немного. Первую его биографию опубликовал в 1604 году в своей "Книге о художниках" Карел ван Мандер (1548-1606) - эта биография до сих пор остается главным источником сведений, касающихся великого живописца. К сожалению, достоверность этих сведений не поддается проверке. Остается лишь верить биографу на слово.

Точная дата и место рождения Брейгеля остаются неизвестными, хотя принято считать, что родился он около 1525 года в деревушке Брейгель, близ Бреды в Брабанте. Это было тяжелое время для брейгелевской родины; 17 североевропейских провинций, входящих ныне в состав Бельгии и Голландии, вели тогда кровавую борьбу с испанским королем за свою независимость. Борьба обострялась конфессиональными противоречиями. В 1517 году Мартин Лютер, прибив к дверям виттенберговского храма знаменитые "95 тезисов", мощно атаковал католическую церковь, открыв тем самым эпоху Реформации.

Детство и юность Брейгеля покрыты мраком неизвестности. Ван Мандер в своей книге утверждает, что художник был учеником у известного живописца и издателя Питера Кука ван Альста (1502- 1550) и что между ними сложились прекрасные отношения. Первые документальные свидетельства о жизни Брейгеля относятся к началу 1550-х годов, когда ему уже было за двадцать. В конце 1551 года он стал членом профессионального объединения художников - Гильдии св. Луки в Антверпене, из чего можно сделать вывод, что период учебы к этому времени был завершен.

Вскоре после этого Брейгель отправился в Италию. Подобные путешествия предпринимали многие молодые художники того времени. Итальянская "практика" увеличивала их шансы на получение в дальнейшем выгодных заказов. В 1552 году Брейгель, миновав Францию и посетив Рим, направился на юг Италии - в Неаполь и Мессину. Видимо, побывал он и в Палермо - в пользу этого предположения говорит бросающаяся в глаза перекличка между его "Триумфом Смерти", написанном в 1562 году, и созданной на тот же сюжет фреской в палермском Палаццо Склафани.

В 1553 году Брейгель вновь оказался в Риме, что подтверждается дошедшими до нас его датированными рисунками. Здесь он познакомился с известным художником-миниатюристом Джулио Кловио (1498-1578) и некоторое время работал в его мастерской. Кловио был восхищен талантом молодого чужестранца и приобрел несколько его произведений, в том числе - вид Лиона и миниатюру "Вавилонская башня". Это единственные дошедшие до нас ранние работы Брейгеля, свидетельствующие о том, что в эти годы его больше всего занимала пейзажная живопись.

Путешествие в Италию связано с еще одним увлечением художника. Во время перехода через Альпы его поразила красота открывшихся его взору горных пейзажей. Ван Мандер пишет в своей книге: "Это путешествие произвело на него глубочайшее впечатление, и позже в работах художника стали постоянно возникать альпийские горы и холмы".

Мастерство Брейгеля-пейзажиста принесло ему признание на родине. После возвращения художника в Антверпен гравер и издатель Иероним Кок (ок. 1510/20 - 1570) напечатал "Больвтую серию пейзажей" Брейгеля (1555). Некоторые исследователи считают, что именно Кок несколькими годами ранее побудил художника отправиться в путешествие по Италии. Он же оставался главным его работодателем вплоть до переезда Брейгеля в Брюссель, состоявшегося в 1563 году.

Кок был талантливым предпринимателем. За короткое время его типография буквально расцвела, прославившись не только добротностью печатной продукции, но и в качестве своеобразного клуба, где регулярно собирались любители живописи. Совершенно очевидно, что некоторые работы Брейгеля созданы по настоянию Кока, четко отслеживавшего художественную конъюнктуру. В частности, именно он, заметив растущую популярность творчества Босха, посоветовал Брейгелю писать сюжетные картины, наполненные фантастическими образами. Не чурался издатель и лукавых подмен. Так, издав в 1557 году гравюру, изготовленную по рисунку Брейгеля "Большие рыбы поедают малых", ее авторство он приписал Босху (к тому времени уже покойнму).

Гравюры подобного содержания по рисункам Брейгеля продолжали появляться до конца 1550-х годов. Самые знаменитые из них вошли в две серии: "Семь смертных грехов" (1558) и "Семь добродетелей" (1559-60). Позже мистические и фантастические образы перекочевали в живопись художника. Примеров тому масса - хотя бы известнейшие его картины "Битва Масленицы и Поста" (1559) и "Игры детей" (1560).

Впрочем, новые идеи Брейгель мог черпать не только из общения с Коком. К тому времени он сблизился с выдающимся картографом Абрахамом Ортелием (1527-1598). Ортелий принадлежал к религиозному обществу "Семья Любви", члены которого, выказывая внешнее согласие с постулатами католической церкви, утверждали персональную связь каждого человека с Богом, не требующую сложного ритуала, - то есть на практике были чистейшей воды протестантами. Мы не знаем, стал ли членом этого общества художник, но характерные для "Семьи Любви" взгляды на взаимоотношения человека и Бога он разделял. Это заметно и по некоторым его религиозным картинам - таким, как "Успение Богородицы" и "Иисус и грешница".

В начале 1560-х годов произошли резкие перемены в личной жизни Брейгеля. В 1563 году он женился на Марии Кук, дочери своего бывшего наставника Питера Кука ван Альста. Новоиспеченные супруги поселились в Брюсселе, предоставившем художнику новые возможности. Брюссель был столицей, в нем обитали коронованные особы и богатые вельможи, что повышало шансы найти себе знатных покровителей. В Брюсселе Брейгель начал писать картины в новой для себя манере, отойдя от стилистики и композиционных принципов своих гравюр антверпенского периода.

Жить художнику оставалось всего шесть лет, но именно за этот короткий срок он успел создать большинство своих шедевров. Среди заказчиков Брейгеля были такие крупные личности, как кардинал Антуан Перрено де Гранвела, возглавлявший Государственный совет Нидерландов, и банкир Николас Йонгелинк, заказавший живописцу его знаменитую серию "Месяцы" ("Времена года").

Последний период жизни Брейгеля совпал с бурными потрясениями в жизни Нидерландов. За отречением Карла V (1555 год) последовало краткое правление ненавидимого всеми испанского короля Филиппа II, закончившееся восстанием. Восстание вспыхнуло в 1568 году и быстро переросло в гражданскую войну. Разумеется, в этих условиях большинству людей было не до искусства. Заказы стали редки. Все это отразилось на самочувствии Брейгеля. Его творчество той поры, как зеркало, показывает, в каком направлении шла эволюция художника. Картины Брейгеля наполнились горечью и смирением перед лицом неумолимого рока.

Брейгель скончался в Брюсселе 9 сентября 1569 года и был погребен в церкви Нотр-Дам де ла Шапель, где в свое время венчался с Марией Кук. На руках у вдовы остались двое малолетних сыновей, Питер и Ян. Им впоследствии было суждено продолжить художническую династию Брейгелей.
К списку работ Продолжение