Весна. Около 1480. Дерево, темпера на гипсовом грунте
"Весна"', по-видимому была заказана художнику Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, отец которого был сыном незаконнорожденного брата
Козимо Медичи и, таким образом, троюродным братом Лоренцо Великолепного. Он был важнейшим частным покровителем Боттичелли; без его
поддержки художник, возможно, никогда бы не написал ни "Весну", ни многие другие картины светских сюжетов, принадлежащие к числу
его шедевров. Крупный размер (204x123 см) необычен для светского изображения этой эпохи; сюжет также вызывал у зрителей изумление.
Главной темой картины, хотя и оспаривавшейся некоторыми учеными, является любовь и брачное соединение, в самой же композиции
господствуют фигуры Венеры и ее сына Купидона. Боттичелли взял за основу образы древнегреческой мифологии и создал произведение, в
определенном смысле чрезвычайно эротичное, но в то же время и не оскорбляющее чувства традиционно настроенных флорентийцев.
Весна (фрагмент): Три Грации.
Три Гарации изображенные в виде девушек-невест в символизирующих невинность свободных белых одеждах, являются мишенью для стрел
Купидона. Грации, спутницы Венеры, воплощают весеннее пробуждение чувств и одновременно присущие им нравственные добродетели. Хотя
у Боттичелли они внешне очень схожи между собой - прототипом большинства его женских фигур была прекрасная Симонетта Веспуччи,
умершая в возрасте двадцати четырех лет, - Грации, которых римский писатель Сенека называет по именам - Аглая, Евфросиния и Талия,
наделялись разными характерами. Стоящий рядом и смотрящий вдаль Меркурий считался их покровителем и одновременно стражем сада, в
который является Венера. Его присутствие может быть также объяснено сказанием, согласно которому Меркурий был отцом сына Венеры
Купидона.
Весна (фрагмент): Зефир, Хлорис и Флора.
Фигуры в правой части "Весны" составляют сцену превращения. Зефир, весенний ветер, настигает нимфу Хлорис, которая в страхе силится
крикнуть, но из ее уст вылетают только розы. Лишившись невинности, она преображается во Флору, богиню Весны, одетую в пышный наряд
и драгоценности, приличествующие замужней женщине из флорентийской знати. Она являет собой символ материнства, а, разбрасывая розы,
собранные в подоле ее платья, как бы распространяет радости жизни. Таким образом, хотя картина и предназначалась для частного дома
Медичи, она не изображает просто сценку из "красивой жизни'", а представляет собой чарующую историю любви и брачного союза.
Похожее
Рогир ван дер Вейден
Веронезе (Паоло Кальяри)
Ян Вермеер