Искусство

История искусства

Ванесса Белл



Ванесса Белл. Портрет миссис Сент-Джон Хатчинсон


Портрет миссис Сент-Джон Хатчинсон (1915), Галерея Тейт, Лондон



    Этот портрет - одна из характернейших постимпрессионистических работ Ванессы Белл. Вдохновляясь работами фовистов - главным образом, Анри Матисса и Андре Дерена - художница смело экспериментирует с колоритом, прибегая к ненатурально-ярким цветам, вводя синие тени и желтые блики, делая бирюзовыми белки глаз своей героини.
    Как известно, Ванесса Белл портретировала только знакомых ей людей. Не стал исключением и этот портрет. Однако знакомство с Мэри Хатчинсон имело особый подтекст - на протяжении долгих лет эта женщина была любовницей Клайва Белла, мужа художницы. Эта богатая дама, стараясь быть в курсе всех новинок и течений в искусстве, покровительствовала мастерским "Омега". Ванесса Белл, в частности, делала проекты интерьеров для двух лондонских особняков Мэри Хатчинсон. Отношения между заказчицей и художницей всегда были несколько натянутыми, что и неудивительно, учитывая обстоятельства, сопутствовавшие их знакомству. Работая над портретом миссис Хатчинсон, Белл не пожелала скрывать своего отношения к ней - поджатые губы и ускользающий взгляд холодных глаз модели отнюдь не являются случайными деталями.

    "Портрет миссис Сент-Джон Хатчинсон" отличается резким, почти ядовитым колоритом и плоскостной композицией. Впоследствии Белл отказалась от подобных экспериментов в духе фовизма, полагая, что они "разрушают целостность формы". Однако в 1910-е годы она сполна отдала им дань. Что касается рассматриваемого портрета, то он дает нам возможность увидеть, каким был стиль художницы на пике ее увлечения постимпрессионизмом.
    Сразу же следует отметить отсутствие противопоставления между лицом модели и розовым фоном, на котором оно написано. Белл пишет Мэри Хатчинсон так, словно она существует только благодаря волосам и платью. Действительно, там, где кожа ее не затенена и ничем не отделена от фона, она кажется лишь продолжением его.
    Заслуживает внимания и то, что каждая абстрактная деталь фона в "Портрете миссис Сент-Джон Хатчинсон" находит свой отклик в лице и фигуре модели. Так, синяя полоса вдоль края картины отражается в глазах Мэри Хатчинсон, фиолетовый прямоугольник рядом с ней - в некоторых тенях на лице и платье, и так далее. Даже небольшой участок оранжевого цвета у левого локтя женщины играет со складками ее одежды.
    Розовые и желтовато-зеленые тона, которыми написано лицо миссис Хатчинсон, выглядят еще более неестественными из-за глубоких голубых и зеленых теней, которыми Белл подчеркивает ее подбородок и скулу, а также из-за пронзительно-синих белков глаз. Едко-зеленое платье Мэри Хатчинсон оживлено длинными, спускающимися к самому краю картины бусами. Художница пишет их так, будто они украшают не шею живого человека, но висят на плоском картонном манекене.
    Не может не вызвать восхищения то, как свободно владеет Ванесса Белл кистью. Портрет написан самыми разными мазками. Некоторые из них повторяют овал лица модели, другие - создают складки на ее платье. Каждый мазок существует отдельно, не сливаясь с соседним, и вместе с тем является элементом цельной композиции. Подобный подход напоминает стиль Ван Гога.

    Художники, которые с легкой руки Роджера Фрая оказались известны Англии и миру как постимпрессионисты, на самом деле не были объединены в сколько-нибудь однородное течение. Единственной общей их чертой явилось то, что они противопоставили себя импрессионистам с их стремлением запечатлеть на холсте мимолетное мгновение. Постимпрессионисты, в отличие от своих предшественников, желали, говоря словами того же Фрая, "увидеть новую реальность". "Они, - писал фрай в предисловии к каталогу выставки "Мане и постимпрессионисты", - хотят не подражать старым формам, а создавать новые, не имитировать жизнь, а найти ее эквивалент".
    Единого творческого метода, который помог бы "найти эквивалент жизни", постимпрессионисты не имели. Каждый из них шел своим путем. Поль Сезанн начинал как импрессионист и даже участвовал в первой выставке импрессионистов. Впоследствии он выработал свой собственный стиль, стремясь найти постоянный цвет изображаемого предмета, не зависящий от минутных эффектов освещения, и с помощью соотношения тонов "вылепить" форму. Винсент Ван Гог делал ставку на эмоциональную выразительность цвета и линии. Анри Матисса, Андре Дерена и других фовистов объединяла стихийная динамика письма и желание выразить свое видение мира в чистых, открытых цветах. Поль Гоген, которого тоже причисляли к постимпрессионистам, был близок к символистам и шел от видимого к невидимому, ища в каждом предмете тайный смысл.
    Выставки, которые организовывал неугомонный Роджер Фрай, вызывали горячие споры. Первая реакция почтенной публики на "это издевательство над органом зрения" была, разумеется, резко отрицательной. Но молодежь, особенно - близкая к искусству, приняла постимпрессионизм восторженно и безоговорочно. А Фрай подливал масла в огонь, выступая с лекциями и проповедуя с газетных полос, добиваясь того, чтобы, как он говорил, "и англичане поняли, что искусство XX века не может быть подобно искусству XIX столетия".
    Блумсберийцы сразу признали Фрая "своим". Он был старше их, пользовался известностью среди искусствоведов, а до того, как примкнуть к кружку "Блумсбери", работал консультантом по европейской живописи в нью-йоркском музее Метрополитен. Авторитет его среди членов кружка был чрезвычайно высок. В особенности же Клайву Беллу, Дункану Гранту и Ванессе Белл импонировало то, что фрай "не только теоретизировал, но и практиковал", - все оставшееся от проповеди нового искусства свободное время он отдавал занятиям живописью. Позже Кеннет Кларк, известный историк искусства, сказало нем: "Никто не оказывал такого сильного влияния на вкусы британцев со времен великого Рескина".
    Однако же увлечение блумсберийцев постимпрессионистами нельзя приписать только лишь влиянию Роджера Фрая, сколь бы ни был уважаем он в их кругу. Думается, что в постимпрессионизме членов группы "Блумсбери" привлекало еще и то, что каждый из представителей этого течения оставлял за собою право на свободу поиска. Ведь и блумсберийцы тоже были весьма "разношерстны" по своему составу и не стремились привести свои эстетические чаяния к общему знаменателю. И в этом смысле путь Ванессы Белл можно считать вполне последовательным постимпрессионистическим путем.

К списку работ Биография Продолжение