Искусство

История искусства

ВИЗАНТИЯ И ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

ВИЗАНТИЯ И ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО
Мозаика купола церкви Св. Аполлинария, фрагмент, VI век, Равенна (Италия)
Христианская религия после долгих языческих гонений становится в IV веке государственной религией Римской империи, и начинается развитие христианского искусства. Но своего высшего расцвета оно достигнет позже, в Византии, когда падет Рим и будет разграблен варварскими племенами.
ВИЗАНТИЯ И ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО
АНДРЕЙ РУБЛЕВ Троица
ок. 1400г., дерево, темпера 141 х 112 см,
Государственная Третьяковская галерея, Москва
С 395 г. Римская империя разделилась на Западную Римскую и Восточную Римскую империи. На развалинах древнего Византия император-христианин Константин построил новую столицу Восточной Римской империи - Константинополь (ныне - Стамбул). В 476 г. под натиском варваров пал Рим, а с ним и Западная Римская империя, но Восточная империя продолжала существовать и крепнуть, что подтверждалось усиленным строительством грандиозных зданий,среди которых выделялась грандиозными размерами купола и роскошью убранства Святая София в Константинополе, законченная в 537 г. Искусство Восточной империи, называемое также византийским искусством, оказывало огромное влияние на искусство Запада долгие века вплоть до схизмы - распада единой христианской Церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную) и формального их разрыва в 1054 году. Типология многих христианских сюжетов пришла в искусство Запада именно из Византии.


Христианство Русь восприняла от Византии в восточном, православном варианте (православие -калька греческого слова "ортодоксия"). В период средневековья творил величайший русский иконописец Андрей Рублев (ок. 1370 - ок. 1430), автор всемирно прославленной "Троицы" и фресок в Успенском соборе города Владимира.
Иконы

Иконопочитание характерно для православия. Для православного верующего иконы - это символы, несущие отсветы иного, высшего мира и таящие в себе частицу божественной энергии. Икона пишется на деревянной доске, покрытой тонким слоем левкаса. После того как на него наносится рисунок, художник пишет темперой (пигменты, смешанные с водой с добавлением яйца, камеди, клея), правда, с XIX века стали появляться иконы, написанные маслом. Величайшим иконописцем русского средневековья был Андрей Рублев (ок. 1370 - ок. 1430), причисленный уже в наши дни Русской православной церковью к лику святых.
ВИЗАНТИЯ И ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

Мозаика "Христос Панто-кратор (Вседержитель)",
ок. 1320 г., церковь Христа Спасителя в Коре,
Стамбул (Турция)
Огромные купольные соборы

Собор Святой Софии построен в Константинополе по повелению императора Юстиниана (482-565). Огромными размерами здание напоминало самые впечатляющие римские постройки, но было новым по форме. Купол, который возвышается над землей на 55 м, образует полусферу,
ВИЗАНТИЯ И ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

Собор Святой Софии
(переделан в мечеть после XV века), VI век (кроме минаретов). Стамбул (Турция)
Резная слоновая кость и мозаики

Святая София стала образцом при строительстве больших купольных храмов в разных странах, например собора Святого Марка в Венеции. Но влияние византийского искусства на Запад не ограничивалось архитектурой. Оно касалось и декоративной скульптуры, для которой восточные барельефы из слоновой кости были каноном. Когда империя установила контроль над Равенной и севером Италии в VI веке, византийские мастера привезли с собой искусство мозаики из цветного стекла, гораздо более яркой, чем римская мозаика из камня.
ВИЗАНТИЯ И ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО
Император-триумфатор,
так называемая
"слоновая кость Барберини"
,
VI век, 34 х 26,8 см.
Лувр, Париж

Продолжение
Византийское искуство
Византийская культура