Искусство

История искусства

Мастера итальянского Барокко

Мастера итальянского Барокко

Л. Бернини. Колоннада и площадь собора св. Петра в Риме. 1656-1663.

Мастера итальянского Барокко

Л. Бернини. Киворий в соборе св. Петра в Риме. Деталь. Бронза. 1624-1633.
Историки искусства обычно именуют XVII век "эпохой барокко". Это верно в том смысле, что расцвет и упадок этого стиля умещаются в одном столетии. Однако речь идет о ведущей тенденции, а не об искусстве эпохи в целом. Так, словом "барокко" невозможно охарактеризовать творчество крупнейшего живописца тогдашней Италии - Караваджо. Он с необычайной отвагой взломал каноны религиозного искусства, населил свои полотна глубоко жизненными, совершенно реалистическими образами. Он ввел в живопись контрастную светотень (тенеброзо), ставшую неотторжимым элементом композиции. Мастер оказал огромное влияние на живопись XVII века, и, может быть, именно поэтому его творчество перерастает рамки барокко.

XVII век в живописи - это и воспитанники болонской "Академии вставших на истинный путь", созданной братьями Карраччи. Если наиболее талантливый из братьев, Аннибале Карраччи (1560-1609) - художник барокко, то самый известный из его учеников, Гвидо Рени (1575-1642), открывает своим творчеством утонченный академизм. Доменико Фети (1589-1624), работавший в Риме, Мантуе и Венеции, преобразует, следуя Караваджо, религиозные сцены в сугубо жанровые, придавая им лирический характер. Генуэзец Бернардо Строцци (1581 -1644), последние тринадцать лет жизни работавший в Венеции, развивает эту традицию... Словом, творчество этих мастеров невозможно объяснить, исходя из стиля барокко.

Что же такое барокко, тем более что оно определило отношение потомков к целому столетию? Ответ непрост. Неясно происхождение самого слова. До середины XIX века оно было синонимом гротескного, и лишь сто лет назад так начали называть стиль и эпоху. Ответить на вопрос можно так: барокко - это ведущее умонастроение в итальянской культуре середины XVII века*, ярче всего выразившееся в творчестве нескольких архитекторов, скульпторов и живописцев: Бернини, Кортона, Борромини, Поццо... Иными словами, барокко - это то, что позволяет видеть общее в творчестве очень разных мастеров.

Финал Высокого Возрождения определяют серединой XVI века, а начало барокко - 90-ми годами того же столетия. Чтобы понять искусство этой эпохи, нужно уяснить, чем заполнен этот промежуток. В XIX веке его называли обычно упадком Ренессанса, в наши дни пользуются словом "маньеризм".

У Джордже Вазари выражение "белла маньера" означало высшее художественное качество - ни сам Вазари, ни его современники не замечали, что в искусстве произошел важный сдвиг. Уже не верность Природе (это слово писали тогда с большой буквы), а изобретательность, оригинальность выдвинулись на первый план для художников, ценителей искусства, меценатов. Усложненность аллегорий, понятных только посвященным, безразличие к строгости "научной" перспективы - вот характернейшие признаки маньеризма. Мастерски выполненные, отточенные композиции маньеристов показывают утрату интереса к протекавшей вокруг жизни.

Наметившийся разрыв с идеалами Ренессанса выражен в архитектуре. Великий Микеланджело начинает смелую, свободную игру с элементами архитектурного образа. Еще сильнее это воплотил ученик Рафаэля Джулио Романо. В его росписях Палаццо дель Те, особенно в "Зале гигантов", плоскость стены зрительно полностью разрушена, масштабность архитектуры сломана. Драматическая композиция росписей остается единственной реальностью в пространстве зала, совершенно преображенном волей живописца.



* Нужно иметь в виду, что барокко ярчайшим образом проявилось в музыке, литературе; специфические признаки стиля находят даже в математике и в астрономии XVII века, не говоря уже о всех видах пластических искусств.
Продолжение