Искусство

История искусства

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО

ИКОНОСТАС УСПЕНСКОГО СОБОРА ВО ВЛАДИМИРЕ АНДРЕЯ РУБЛЕВА

Первой нам известной работой, где Рублев должен был и мог себя чувствовать безусловно самостоятельным, были росписи владимирского Успенского собора и его иконы. Хотя имя его названо в летописи вторым после Даниила Черного, все же здесь можно говорить о свободе его творчества. Ведь вся дальнейшая его работа совместно с Даниилом свидетельствует о их глубоком взаимопонимании. Они трудились рука об руку в полном, видимо, согласии друг с другом.

Все исследователи, писавшие о рублевском иконостасе владимирского Успенского "обора, считают, что деисусных икон было пятнадцать. Проверим правильность этого предположения. Ширина центральной иконы "Спас в силах" равна 2,20 м. Ширина остальных колеблется между 1,04 м и 1,06 м, что позволяет считать их среднюю ширину в 1,05 м. Лишь два архангела имеют ширину 1,28 м. Следовательно, "ели принять количество деисусных икон за 15, мы получаем общую их ширину, равную 17,34 м. Иными словами, если поставить их в ряд в соборе, то они закроют собой не только все три абсиды вместе с разделяющими их столбами, но и срезы ("лопатки") стен собора Андрея Боголюбского. Правда, при таком расположении не будет хватать нескольких десятков сантиметров до внешних краев срезов стен древнейшей части здания, но эта нехватка могла бы уйти на декоративные колонки, разделявшие чиновые иконы. При таком расположении деисусных икон крайние нефы собора - южный и северный, относящиеся к пристройкам Всеволода, чиновых икон не имели, и их крайние восточные части не отделялись бы от пространства нефов единой системой деисусного чина. Схема реконструкции иконостаса Успенского собора  во  Владимире.  Начало  XV  века

Однако, казалось, столь удачное размещение чиновых деисусных икон на самом деле не могло иметь места, поскольку на западных сторонах восточных столбов сохранились фрески рублевского времени, в частности изображение Зосимы в круге и другие фрагменты фресок с правкой XVI века, удаленной при реставрации последнего времени. Следовательно, деисусный чин владимирского Успенского собора, как и связанные с ним чиновые иконы других ярусов, представляли собой не фризоподобные ленты фигур, а состояли из отдельных частей отрезков, разделенных лопатками столбов, с написанными на них фресками.

Рассмотрим подробно этот второй вариант размещения чиновых икон. Пролет сред ней абсиды равен 6,94 м. Следовательно, здесь размещался "Спас в силах" (2,20 м) и четыре чиновых иконы - Богоматерь, Предтеча и два архангела (4,67 м), т. е. классический состав деисусного чина древнейшего времени. Далее на западных гранях восточных столбов были написаны фрески с изображением святых в кругах.

Пролеты жертвенника и диаконника были равны: жертвенника -3,23 м, диаконника -3,17 м. Следовательно, здесь могли разместиться еще шесть чиновых де- исусных икон. Таким образом, центральную часть собора - пролеты его трех абсид "закрывали" 11 чиновых деисусных икон. Но до нас в более или менее удовлетворительном состоянии дошло 15 икон. Где же и как размещались остающиеся четыре иконы и было ли их четыре?

Следует думать, что срезы ("лопатки") стен собора Андрея Боголюбского, обращенные к западу, также были украшены фресками, написанными Андреем Рублевым и Даниилом Черным, что соответствовало принятой здесь системе построения иконостаса. Вместе с тем на боковых западных гранях "контрофорсов" всеволодовых пристроек южного и северного нефа, примыкающих к древнейшим стенам собора, фресок, видимо, не было (вплоть до завершающего яруса икон). Это соображение обосновывается тем, что пролеты всеволодовых нефов имеют около 5м с небольшим ширины каждый. Иными словами, здесь могут разместиться еще по пять деисусных икон, закрывавших боковые западные грани "контрофорсов", и те самые фрески, если их там поместить. Крайние иконы, по всей видимости, изображавшие столпников, были, безусловно, уже остальных икон деисусного чина. Если же предположить, что чиновые деисусные иконы размещались в этих нефах, закрывая лишь "чистый" пролет их восточных частей (вместе с закрайками лопаток так, как это имело место в центральной части храма), то тогда тут можно было бы разместить лишь по три иконы. Причем между иконами и наружной стеной оставался бы зазор примерно в 70-80 см, что вряд ли имело место. Следовательно, есть все основания считать правомерным второй вариант построения иконостаса, из чего вытекает, что иконостас Рублева состоял первоначально не из 15 икон, а из 21 деисусной иконы.




Продолжение